Внимание! Новое направление!

Технологические особенности флексопечати, которые следует учитывать в дизайне

Флексография - это разновидность высокой печати, использующая эластичные (гибкие) печатные формы. Именно от них флексография и получила свое название. Такие формы имеют целый ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с формами, используемыми в других типах печати. Они сочетают в себе простоту изготовления (процесс, несколько похожий на изготовление офсетной формы) с высокой тиражестойкостью, присущей формам при высокой и глубокой печати. Эластичность формы позволяет печатать на материалах с такой грубой фактурой, на которой печать офсетным способом вообще невозможна. Флексографские машины изначально разрабатывались для печати на упаковочных материалах и практически не имеют ограничений по типу запечатываемого материала. Как правило, материал выбирается, исходя только из технологического процесса, который необходим для создания упаковки или иной продукции. Возможно использование бумаги, картона, самоклеющихся материалов, металлической фольги, пленочных полимерных материалов любого типа и толщины.

 

Красочность.

Поскольку основная область применения флексографских печатных машин - печать упаковочной и этикеточной продукции, типичное количество печатных секций во флексографском прессе - 5 или 6. Особенностью многих упаковок являются "фирменные" цвета, и наличие одной-двух дополнительных секций позволяет художнику использовать печать фирменных цветов соответствующими цветами Pantone в дополнение к краскам стандартной триады. Также следует учитывать, что при печати на прозрачных и металлизированных материалах, одной из красок будут белила. При необходимости можно отказаться и от триады, напечатав все цвета изображения смесевыми красками - лишь бы хватило печатных секций. Единственное, чего не удастся сделать - "перешагнуть" красочность машины. Если в традиционном листовом офсете можно напечатать на четырехкрасочной машине хоть двенадцать цветов (в три прогона - если заказчик платит), то на ролевых флексографских машинах повторный прогон роля невозможен.

 

Точность совмещения и треппинг.

Для офсетной печати точность совмещения зависит от качества и состояния печатной машины, бумаги и печатника и колеблется в пределах 70–250 мкм (больше - это уже откровенный брак), для флексографии такое качество приводки достижимо не всегда. Хотя сам печатный механизм в состоянии обеспечить точное совпадение красок, серьезную роль играет деформация материала. В результате точность совмещения на эластичных материалах, типа полиэтиленовых пленок, пакетов и т.д. падает в несколько раз. При печати на пакетах из тонкого полиэтилена неприводка 0,5 мм может оказаться достаточно хорошим результатом.

Если при подготовке макета к печати офсетным способом можно позволить себе забыть о треппинге или оставить в силе его параметры, заложенные в программе верстки "по умолчанию", то при подготовке к печати флексографским способом треппинг придется делать всерьез . Подробно не будем останавливаться на этом вопросе - это уже нюансы препресса. Отметим лишь, что предпочтительным является треппинг общими цветами, overprint и белыми или черными зазорами; категорически исключаются "неподдающиеся" треппингу элементы оформления типа "синий (С+М) текст на белом фоне". Не забывайте, что значительная неприводка непоправимо изуродует одно изображение и пройдет совершенно незамеченной на другом - в результате более примитивный дизайн будет выглядеть гораздо лучше сложного, эффектного, но... невоспроизводимого на данном технологическом оборудовании.

 

Градиенты и полутона.

При подготовке изображений для флексографской печати необходимо учитывать два очень неприятных эффекта (и уметь бороться с ними): "разрывы цвета" (tone jump) и очень большое растискивание.

Если в офсетной печати на мелованной бумаге 15% растискивания - маловато, 17–22% - терпимо, а 25% - откровенно много, то при флексографской печати растискивание 30–35% - явление совершенно нормальное. Дело в том что контраст на оттиске в светах катастрофически увеличивается, а от полутонов до трех четвертей тона - столь же катастрофически снижается. Выше 75% различимый глазом контраст практически отсутствует (а в некоторых случаях отсутствует полностью - 80% на фотоформе дают 100% на оттиске). Практическими приемами компенсации столь значительных градационных искажений является использование при препрессе соответствующих профилей печати, которые составляются на основе тестовых оттисков .

Вторая проблема воспроизведения полутоновых изображений и градиентных заливок при флексографской печати - это "разрывы цвета" (tone jumps) на светлых участках изображения. Если для офсета 1–2% растровой точки на оттиске "вылетают", 3% печатается, как 2%, а 5% - как 5%, для флексографии 2% могут точно также "вылететь", но 3% фотоформы легко превращаются в 10% оттиска. В результате плавный градиентный раскат от 0 до 10%, который при офсетной печати остается плавным, во флексографии приобретает ярко выраженную границу в районе 2–4%. На плотных и рыхлых материалах этот эффект усугубляется.

Практически разрыв на светлых участках проявляется, как пятно с контрастной границей, особенно заметное на плавных "заходах" голубой и черной красок по желтым и телесным тонам.

К сожалению, природа появления "разрывов цветов" не позволяет полностью исключить их корректировкой формного процесса или градационной коррекцией - скачок остается скачком. При подготовке полутонового изображения для флексографской печати можно лишь искусственно совместить место предполагаемого разрыва с естественными границами объектов или "замаскировать" его в теневых областях, созданных другими красками. Если же это невозможно, лучше сознательно пойти на некоторое искажение цвета, либо полностью удалив невыделяемую краску из критичного объекта, либо введя ее в количестве, достаточном для надежного переноса на оттиск.

 

 

 

 

Back To Top

Счетчики

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100